Молодежный отдел Чистопольской епархии - РЕЛИГИОЗЕН ЛИ ЭКСТРЕМИЗМ?
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

РЕЛИГИОЗЕН ЛИ ЭКСТРЕМИЗМ?

 

 Ежегодно каждый сентябрь в городе Чистополе проходит месячник «Экстремизму – нет!». В этом году в его рамках был проведён ряд мероприятий, в том числе лекции на соответствующую тему в учебных заведениях города – средних школах, гимназиях, Сельскохозяйственном техникуме, медицинском и педагогическом колледжах. Перед учащимися выступали психологи, сотрудники ФСБ, а также православное и мусульманское духовенство. Иерей Сергий и диакон Виталий предложили учащимся лекцию следующего содержания.
 
Экстремизм – слово иностранное, в переводе означает «крайность», «крайний». Так называется идеология или практика применения крайних, противозаконных мер ради достижения неких целей. Когда произносится слово «экстремизм», на язык сразу просится слово «религиозный». Хотя есть и другие его виды: политический, национальный. А если вспомнить историю гонений за веру в первые годы советской власти, можно констатировать, что существует и атеистический экстремизм. Кстати, весьма уместно упомянуть здесь и разворачивающийся на наших глазах скандал вокруг Pussy Riot со всеми последовавшими событиями – спиливанием поклонных крестов и поднятой либеральными СМИ антицерковной шумихой. Вопрос: кто  тут экстремисты? Православные ли, которые терпеливо снесли оскорбление? Или та публика, которая самодовольно относит себя к прогрессивно-креативному классу?
Но чаще всего в наше время говорят именно о религиозном экстремизме. Так что у обывателя может сложиться впечатление, что он – некая неотъемлемая часть религии. Мол, где религия, там обязательно присутствуют разного рода проявления экстремизма, фанатизма или  сектантства. Что тут сказать? Отчасти это может быть и так, но лишь отчасти. Но ничего удивительного здесь нет. Где живая ткань, там есть опасность возникновения раковой опухоли. Где истинная вера, там есть опасность её извращения со стороны злой человеческой воли, за которой стоит воля врага нашего спасения. И христиане это прекрасно знают: «диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити»(1 Пет. 5,8). А святые отцы называют его сочинителем всех ересей и вдохновителем всех расколов. 
Однако с другой стороны, генезис современного мирового экстремизма-терроризма отнюдь не религиозный. Вот что сказал  председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества  протоиерей Всеволод Чаплин: «Есть силы, которые хотели бы поставить Россию на колени, разделив и столкнув её граждан по этническому, религиозному, социальному, политическому признакам. В это вкладываются ресурсы, ради этого производятся многие тонны макулатуры и многие гигабайты виртуального мусора. Среди этого мусора – псевдорелигиозная пропаганда». Одним словом, идёт самая настоящая информационная война. Силы, развязавшие её, хорошо известны православному христианину – это мировое правительство, основным проводником политики которого на данный момент являются США. Хотя, по правде сказать, война эта уже далеко вышла за рамки чисто информационной. Ни для кого не секрет, что американские спецслужбы ведут широкую и активную деятельность по раздуванию  терроризма по всему миру, по насаждению беспорядков и хаоса.
Экстремизм как таковой не свойствен религии вообще и христианству в частности. Христос учил любви к ближнему, то есть к каждому человеку, причём независимо от его взглядов и мировоззрения. И какой любви – вплоть до готовности положить за него свою жизнь. В Нагорной проповеди Он ублажает кротких, милостивых и миротворцев. Все последующие памятники церковной письменности, например, корпус житийной литературы, Древний Патерик – свидетельствуют о добром  отношении христиан к людям, держащимся других вер. Поэтому было бы некорректно говорить о религиозном экстремизме. Следовало бы его определить как псевдорелигиозный. 
Псевдорелигиозный экстремизм связан с такими явлениями, как фанатизм и сектантство. Характерной чертой сектантского сознания является невежество. Они, как правило, весьма плохо знают человеческую историю, историю своей нации и религии. Следующая черта – отсутствие любви к ближним, злоба и ненависть. Наиболее же яркой чертой является утопизм, утопическое мышление и взгляды. Вот характерный образ их мыслей: всё человечество неправо, а правы только мы. Всё человечество идёт не туда, и только мы можем указать правильный путь, только у нас есть ответы на все вопросы, только у нас есть рецепт, как построить рай на земле. Вспомним известный большевистский гимн: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…» В этих словах – крайняя степень утопизма: кто виноват во всех бедах? – капиталисты! Так давайте их уничтожим, и сразу же наступит вожделенный рай. Или виноваты такие-то нации или религии – они мешают нам жить.
Однако всё это ложь. Если ты действительно хочешь изменить мир к лучшему, начни с самого себя. Христос учил, прежде всего, в себе искать и исправлять недостатки и грехи: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?» (Мф 7, 3). Если мы изолируем или уничтожим всех лишних или неправильных по нашему мнению людей, рай не наступит. Так как источник зла – греховное человеческое сердце, «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф 15, 19). 
Тем не менее, несмотря на очевидную для всякого нормального человека вздорность их мировоззрения, сектанты и экстремисты  вовлекают в свои ряды новых адептов, умело используя различные психотехники, подкуп и шантаж. Особенно активно вовлекают они молодёжь, пользуясь отсутствием у неё достаточных знаний истории и религии, достаточного жизненного опыта. Они пользуются повышенной внушаемостью молодых людей и их неустроенностью в жизни. Пользуются тем, что молодой человек часто ищет авторитет, идеал или идею, которым мог бы послужить, мог бы отдать свои силы и энергию, свой творческий потенциал, свои молодые годы. 
Если вас позовут в некую сомнительную организацию, то хорошенько задумайтесь: а не станете ли вы слепой игрушкой в руках каких-то непонятных сил? И может быть, даже пушечным мясом? Ведь сами экстремистские и террористические организации – такие же игрушки, имеющие вполне конкретные источники финансирования. Тот же Бен Ладен был вскормлен на американские деньги. Американцы используют пугало международного терроризма для обоснования своего военного вторжения на территорию суверенных государств. С той самой целью спецслужбы ведут активную работу по дестабилизации обстановки в ряде регионов мира. Понимаете, время политики прошло. Сейчас время политтехнологий. И информационных войн. Так что не дайте заморочить себе голову. 
Какие же меры можно предложить в качестве профилактики экстремизма и сектантства? Во-первых, я призываю вас к образованности: изучать историю и знать основы религиозного вероучения. Во-вторых, необходимо, что называется, вписаться в жизнь: благо, когда молодой человек не оттягивает вступление на поприще семейной жизни и не боится возложить на свои плечи связанные с нею заботы и ответственность. К сожалению, ныне многие молодые люди не стремятся рано обзавестись семьёй. «Семья? Зачем? Лучше быть свободным, наслаждаться, развлекаться, брать от жизни всё: тусовки, вечеринки, дискотеки… А там, ближе к сорока годам, посмотрим…» На первый взгляд, современный свободолюбивый человек таким образом  реализует свою свободу. На самом же деле это не свобода, а рабство – своим страстям и желаниям, на которых всегда можно сыграть. Такой человек очень подвержен разного рода влияниям, манипулированию, его легко подцепить на крючок. И уж поверьте, желающих улавливать души человеческие в нашем мире более чем достаточно.
Было бы очень полезным найти какое-то увлечение в жизни, или, как говорят, хобби. Чем больше человек занят полезными делами, тем меньше дурных мыслей лезет ему в голову. 
И самое главное, чего хочу пожелать всем: необходимо быть верующим человеком, православным христианином, вести здоровую духовную жизнь: ходить в храм, регулярно исповедоваться, причащаться, познавать православное вероучение, молиться. Это самое сильное средство против всяческих уклонений «направо» и «налево». 
Необходимо помнить, что в истории человечества не было и нет лёгких времён. Каждая эпоха характеризуется своими проблемами. Наше с вами время – время особого развития информационных технологий – характеризуется беспрецедентной атакой на умы людей. Не принять лжи в своё сердце, остаться на стороне истины – вот предлежащий нам подвиг, неся который, мы и души свои спасём, и на земле сохраним мир и порядок.
                                                                                       
                                                                                               Диакон Виталий Гарабов
                                                                                                                г.Чистополь.

Назад к списку